СВЯТЫЕ МЕСТА НИЖНЕТАГИЛЬСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ

Святые места Нижнетагильского объединения старообрядцев

Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев /часовенных XVIII – начала XX в. – Екатеринбург :Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 382 с

С. А. Белобородов, Ю. В. Боровик

Бесспорно, самым важным («главнейшим») святым местом округи считалась могила беглого иеромонаха Иова 118 в Нижнетагильском заводском поселке. Есть основания предполагать, что эта могила почиталась тагильскими старообрядцами уже с середины XVIII в.

Местные власти (светские и духовные), которые, без сомнения, об этом знали, не обращали на действия староверов никакого внимания.Так продолжалось до середины 1830-х гг.

В ноябре месяце 1835 г. архиепископ Пермский Аркадий (Федоров) донес Св. Синоду, что «раскольники Тагильского завода с давнего времени почитают за праведника умершего беглого попа их Иова… Память его они совершают 29 мая, собираясь на могилу “из окрестных мест во множестве и служа панихиды; некоторые же берут с могилы его землю и пьют ее с водою, в чаянии от того получить укрепление здоровья и исцеление от недугов, разглашая, что Иов исцеляет недужных, приходящих к нему с верою на поклонение”» 119.

Синод, заслушав сообщение Аркадия, предписал «разведать секретным образом: о происхождении попа Иова, о его образе жизни и смерти, о месте его погребения, о том, не устроено ли над его могилою чего-либо, когда и кем; с какого времени особенно началось на могилу его стечение народа и насколько многочисленно бывает такое стечение».

В апреле 1836 г. запрошенные сведения были собраны нижнетагильским протоиереем Кирилловым и отправлены в Петербург.

Кроме биографических данных об Иове, протоиерей сообщал, что около первой могилы позже были погребены еще три старообрядческих священника (два Петра и Архипп 120). Над захоронениями как Иова, так и других попов, были устроены деревянные «голбчики» с прикрепленными к восточным концам деревянными крестами, на которых написано распятие и вмонтированы киотики, вмещающие несколько икон; к западному концу голбчика у могилы Иова приделан аналой.

Верх этого голбчика в прежние годы не был закрыт досками, чтобы можно было брать с могилы землю и уносить в свои дома как святыню, врачующую от болезней. Правда, позже верх голбчика был заколочен досками. Все четыре голбчика находились внутри деревянной часовни, имевшей в длину и ширину около 4 саженей.

Стечение народа на могилу Иова началось «со времен незапамятных и едва ли не с первых годов после его смерти; оно увеличивалось постепенно, по мере умножения поселявшихся здесь раскольников.

Главное стечение народа бывает ежегодно 29 мая, в день, который раскольники по преимуществу посвящают памяти Иова, и в который в прежние годы попы их совершали из главной их часовни (Троицкой) на могилу Иова крестный ход и служили здесь панихиду…

Раскольники в день 29 мая с утра до вечера толпа за толпою стекались к часовне Иовлевой для моления; а грамотные из них обоего пола, с книжками в руках, каждый сам по себе, пели в полголоса заупокойный по Иове канон.

Таким образом, в течение одного этого дня на могиле его посетителей бывало не менее 3000 человек (в том числе не одних тагильских, но и смежного Выйского завода раскольников, свободных от постоянных заводских работ, особенно женщин, а также приезжающих и приходящих на праздник этот во множестве из всех окрестных и даже Екатеринбургских заводов.

Такое стечение раскольников не ограничивалось одним этим днем, но начиналось дня за два до сего числа и продолжалось несколько дней и после, хотя и в меньшей степени. К могиле Иова, как в этот день, так и во всякое другое время привозили раскольники своих больных, в надежде испросить им свыше, чрез ходатайство Иова, исцеление, хотя и не скоро.

Кроме того, в прежние годы во время летней засухи или других общественных бедствий раскольнические попы совершали на могиле Иова крестные ходы и служили на ней молебны.

Поминовение по Иове совершалось еще 4 сентября, но немногими и уже не с такою торжественностью. По преданию, 4-е сентября было днем его смерти.

Что же касается главного поминовения в 29-е число месяца мая, когда св. Церковью совершается память Иоанна Юродивого, Устюжского Чудотворца, то основание для такого поминовения, по сохранившемуся между раскольниками преданию, заключается в мирском имени Иова»121

Получив эту информацию и «усмотрев в действиях раскольников воспрещенное законом внешнее оказательство их раскольнических убеждений», Синод просил руководство МВД «обратить на действия раскольников начальственное внимание» и отреагировать как можно оперативнее.

Однако пока шла переписка между высшими инстанциями, инициативу проявил управляющий Нижнетагильским заводом Д. В. Белов, известный своим неприязненным отношением к староверам. Исполняя предписание начальства использовать для противодействия старообрядцам меры «кроткие и действенные», он приказал устроить неподалеку от могилы свалку нечистот.

А еще через полгода произошло событие, взволновавшее не только тагильскую общину старообрядцев, но и местные власти и заставившее уральских чиновников без указания начальства обратить внимание на староверов.

В ночь на 23 октября 1836 г. могила Иова была кем-то разрыта и снова зарыта. Тагильский исправник провел энергичное расследование, попутно запросив у конторы Нижнетагильских заводов информацию, в каком году умер Иов, под чьим присмотром находится кладбище, на котором он похоронен, в каком году и с чьего разрешения построена на кладбище часовня. Кроме того, исправник отправил людей по всему заводскому округу для производства розыска, не окажется ли где-нибудь свежих могил.

Главная контора Нижнетагильских заводов не замедлила ответить: «1) раскольнический поп Иов, как показал раскольнический старшина Савва Красильников, умер около ста лет тому назад; 2) кладбище, на котором похоронено тело Иова, находилось под присмотром раскольнических старшин, крепостных крестьян Тагильского завода: Саввы Красильникова, Родиона Сыроедина и кушвинского купца, проживающего в Тагиле, Петра Чеусова, 3) относительно того, когда и с какого разрешения на кладбище построена часовня, контора ответить не может, так как никто из старожилов этого, по давности времени, не помнит, но контора полагает, что часовня построена в давнее время на общественную сумму раскольников, 4) розыскание относительно свежих могил учинено старательно, но таковых не оказалось, 5) благонадежный караул к могиле Иова приставлен» 122.

Попытка вновь раскопать могилу и освидетельствовать состояние останков не состоялась, так как исправник не решился на это «в виду волнений среди раскольников и ропота, начавшихся при одном предположении об этом разрытии».

Итогом дела стало очередное предписание исправнику «1) немедленно объявить с подпискою всем старообрядческим старшинам, что правительство запрещает собираться на могилу Иова толпами, к явному соблазну других; 2) потом пред 29 мая и 4 сентября, когда совершаются общие поминовения, вновь подтвердить им это запрещение с приличными увещаниями, 3) всевозможно затруднять стечение народа при содействии управляющих заводами, 4) какой же успех будут иметь все эти меры, о том донести» 123.

И действительно, в течение нескольких лет на могиле Иова собиралось значительно меньшее число молящихся (300–500 человек, в основном женщин). В середине XIX в. наиболее активными «посетителями» могилы стали тагильские единоверцы. «На первых порах, по открытии единоверия, из Нижнетагильской единоверческой церкви совершались крестные ходы на кладбище, где был похоронен Иов. Впоследствии единоверцы, приглашая священников на могилы своих родственников для служения панихид, включали в свои помянники и имя Иова. Бывали случаи, что единоверческие священники по просьбе своих прихожан в день 29 мая совершали панихиды и при могиле Иова» 124.

Завершая рассказ об этом святом для старообрядцев месте, необходимо упомянуть о попытке дискредитации личности Иова в глазах староверов, предпринятой священнослужителями официальной церкви в конце 1830-х – начале 1840-х гг.

Тагильские священники стали распускать слухи о том, что инок вовсе не был старообрядцем, а «был послан в здешнюю страну самим правительством – с целью обратить раскольников на путь истины» 125.

Однако подобная деятельность миссионеров не привела к ожидаемым результатам. С 1860-х гг. старообрядцы возобновляют массовые паломничества на могилу Иова. Причем число собиравшихся здесь 27– 29 мая людей доходило до 2 000 126.

Этот факт позволил миссионерам утверждать, что прах Иова по-прежнему находится в могиле (иначе бы староверы сюда не ходили). Но, на наш взгляд, это предположение слишком оптимистично. Приведем некоторые доводы против него.

Во-первых, благодаря своим информаторам в разных властных структурах, староверы наверняка имели представление о готовящихся акциях, связанных с могилой Иова (в любом случае их должен был насторожить интерес к ней со стороны местного духовенства, открыто собиравшего сведения).

Во-вторых, весьма показательным представляется поведение старообрядческих старшин 1830–1840-х гг., допустивших, что святое место фактически без боя перешло к единоверцам (что легко объяснить, если предположить, что лидеры староверов отлично знали об отсутствии мощей в захоронении).

В-третьих, при этом по инициативе тех же старшин старообрядцы Тагила не позволили эксгумировать прах Иова (а зачем им скандал и новое расследование?).

В-четвертых, рост числа паломников-старообрядцев на могилу произошел лишь во второй половине XIX в., то есть когда с момента возможного перезахоронения останков Иова прошло около 30 лет (сменилось поколение).

В-пятых, посещение старой могилы паломниками приносило значительные доходы тагильским часовням и их наставникам («так как всякий приходящий считает своею непременною обязанностью спустить в кружку посильную лепту, а также купить свечку и поставить на могилу»).

Закончилась история одного из самых почитаемых уральскими староверами места уже в советское время, когда территория старого кладбища потребовалась для расширения производственных площадей промышленного предприятия. Однако не исключено, что настоящее захоронение Иова по-прежнему существует, вот только вряд ли кто может теперь указать, где оно находится.

Кроме могилы Иова, на нижнетагильском старообрядческом кладбище сохранялись и почитались захоронения черноризцев Геннадия и Иоасафа, а также черноризиц Манефы, Серафимы, Софии, Екатерины, Платониды 127.

Выйский завод. Еще об одном святом для тагильских староверов месте упоминал в своей работе, написанной в 1850-е гг., архимандрит Палладий. По сведениям, полученным от местных священников, в то время особым почитанием пользовалась могила инока Виталия на старом кладбище Выйского завода 128.

Однако в последней четверти XIX в. об этой святыне уже не сообщается ни в одном из миссионерских донесений. Напротив, о могиле о. Гурия, похороненного на правом берегу Выйского пруда (между речками Черемшанкой и Кедровкой), и о многолюдных молениях, которые ежегодно проходили там, еще в 1980-е гг. помнили старожилы.

Лайский завод. Здешние старообрядцы (вместе со староверами Лайских деревень) ежегодно ходили помолиться на могилах инока-схимника Германа и черноризца Мельхиседека 129.

Черноисточинский завод. По материалам, которые собрали миссионеры, в середине XVIII в. в поселке Черноисточинского завода проживал старообрядческий инок Георгий 130.

Он скончался в конце 1750-х гг. (память 23 апреля), но его могила на местном кладбище, по словам православных священников, и на рубеже XIX–XX вв. являлась «чтимым местом» 131.

Неподалеку от Черноисточинска, на горе Молчанихе, было известно захоронение старца Варлаама 132.

На Иванов день (23 июня) черноисточинские староверы собирались также на могиле черноризца Ипатия, находившейся в окрестностях завода 133.

21 мая посещали могилу инока Никодима (в 8 км к югу от поселка, по дороге на Веселые горы) 134.

 

119 С.Г.У. В области раскола. С. 670.

120 Петр Никифорович, «рукоположен грузинским епископом», исправлен в Нижнем Тагиле священноиноком Феофилактом в 1770-е гг. Петр Федорович, «российского епископа хиротонии», появился в Нижнем Тагиле около 1798 г. Скончался в начале XIX в. Архип Семенович служил у тагильских старообрядцев в 1823–1835 гг.

121 С.Г.У. В области раскола. С. 672–674.

122 С.Г.У. В области раскола. С. 675–676

123 Там же. С. 677.

124 Там же.

125 Палладий (Пьянков). Обозрение Пермского раскола. С. 6, 178.

126 Извлечение из отчета Екатеринбургского епархиального миссионера за 1899 г. // ЕЕВ. 1900. № 18. С. 441

127 Древлехранилище ЛАИ УрФУ. VI (Невьянское) собр. 275р/5681. Л. 2

128 Палладий (Пьянков). Обозрение Пермского раскола. С. 178.

129 Там же.

130 Варушкин Н. О единоверии в Нижнетагильском заводе и его округе // Православ. собеседник. 1867. Ч.1. С. 285.

131 Извлечение из отчета Екатеринбургского епархиального миссионера за 1899 г. С. 441.

132 Архив ЛАИ УрФУ. Дневники. Д. 10/77. Л. 11.

133 Древлехранилище ЛАИ УрФУ. VI (Невьянское) собр. 275р/5681. Л. 2.

134 Архив ЛАИ УрФУ. Дневники. Д. 2/74-2. Л. 27 об., 49 об. Информация Матвеевой Е. Н., 1891 г. р. Запись 1974 г.